О концентрации и медитации в йоге

Очень часто медитацию путают с релаксацией. Релаксация достаточно важный элемент для восстановления организма человека, но научиться медитировать посредством релаксации уж точно не получиться. По-моему о сути медитации хорошо и достаточно доступно написано в книге Свами Шивананда. Йога и здоровье. – К.: «София», 2002. – 256с. (Свами Шивананда. Йога и здоровье. – К.: «София», 2002).
Ниже отрывок из этой книги, который так и называется «КОНЦЕНТРАЦИЯ И МЕДИТАЦИЯ»

«ДХАРАНА, ДХЬЯНА, САМАДХИ

Концентрация, или дхарана, — это фокусировка сознания на одной-единственной мысли. Хатха-йоги концентрируют свое сознание на шести чакрах. Концентрация очень важна для всех учеников.
Во время концентрации различные лучи сознания собираются воедино и направляются на объект концентрации. Сознание перестает метаться. Его занимает одна мысль, и вся энергия сознания концентрируется на этой одной мысли. Чувства успокаиваются и замирают.
Когда приходит глубокая концентрация, вы не осознаете ни тела, ни того, что находится вокруг вас. Концентрация не может прийти, если есть что-то, что отвлекает ваше сознание. Сперва, нужно учиться концентрироваться на крупных, грубых объектах, а уже затем переходить к тонким материям и абстрактным идеям.
Концентрация — это чисто умственный процесс, требующий внутренней работы сознания. Это не мышечное упражнение. Не нужно излишне напрягать мозг. Вы не должны бороться со своим сознанием. Когда вы концентрируетесь, избегайте напряжения в теле и в сознании. Постоянно и спокойно думайте об объекте концентрации. Не позволяйте сознанию уходить от него.
Занятия концентрацией и занятия пранаямой взаимно связаны. Если вы занимаетесь пранаямой, вы будете концентрироваться. Концентрация же непроизвольно сопровождается естественной пранаямой. Хатха-йог занимается пранаямой и этим управляет сознанием. Он поднимается снизу вверх. Раджа-йог занимается концентрацией и так управляет праной. Он спускается сверху вниз. Они оба в конце концов приходят к одному и тому же.
В зависимости от возможностей человека занятия могут быть разными. Для некоторых легче начать с пранаямы, для других — с концентрации.
Те, кто занимаются концентрацией лишь время от времени, только иногда будут достигать равновесия в сознании. В другое время сознание будет беспокойным и не готовым к концентрации. Ваше сознание должно подчиняться вам постоянно и выполнять ваши команды наилучшим образом. Постоянная и систематичен и и практика сделает ваше сознание очень послушным и верным слугой.
Дхьяна (медитация)
Занятия концентрацией готовят вас к медитации. Медитация — это постоянный поток одной мысли. Упорная медитация приводит вас к ощущению сверхсознания, или самадхи.
Во время медитации сознание становится спокойным, ясным и устойчивым. Различные лучи сознания собираются в пучок и фокусируются на объекте медитации. Сознание перестанет метаться. Вся его энергия сконцентрируется на одной мысли.
Медитация приводит к серьезным изменениям в сознании, мозгу и нервной системе. Формируются новые нервные потоки, вибрации и клетки. Сознание и нервная система полностью перестраиваются.
Медитация в конечном счете ведет к самадхи, или сверхсознательному состоянию, откуда йог черпает божественное знание о своей истинной природе. Утвердившись в самадхи, он освобождается. Он становится дживанмукта, светом, озаряющим весь мир. Благословенны будут дживанмукты, и да воссияете вы все как дживапмукты здесь и сейчас!
Благодаря глубокой концентрации вы увидите различные источники света. По началу этот свет будет белым, размером с булавочную головку, он появится во лбу, между двумя бровями (примерно в этом месте находится аджня-чакра).
Время от времени вы будете видеть сверкающие образы богов или иные образы. Вы увидите ваше излюбленное божество или вашего гуру. Сиддхи, риши и другие дадут вам свой даршан, чтобы поддержать вас Вы увидите красивые сады, великолепные дворцы, реки, горы и золотые храмы — картины эти столь прекрасны, что я не в силах их о ни гать слонами.

Самадхи (медитация)

Самадхи бывает двух видов: джада-самадхи и чайтанъя-самадхи. Хатха-йог, занимающийся кхечари-мудрой, может залезть в ящик и месяцами и даже годами оставаться в нем под землей. Это самая сверхъестественная из тех способностей, что дает это самадхи. Это джада-самадхи. В чайтанья - самадхи человек достигает «высшего знания». Йог получает новую мудрость, сверхчувственную.
Нирвикальпа — это состояние сверхсознания. В этом состоянии отсутствуют какие-либо картины воображения. Это — цель всей жизни. Вся ментальная деятельность, функции интеллекта и чувств прекращают свое существование. Человек покоится в Атмане. Исчезают различия между субъектом и объектом. Весь мир, с его противоречиями и логическими парами, полностью исчезает. Это состояние безотносительно. Человек познает свое Высшее «Я», обретает высший мир и покой, бесконечное, неописуемое блаженство. (Это состояние также называется йогарудхой, или состоянием того, кто полностью прошел путь йоги.)»

Думаю, основной вывод, который можно сделать из этой статьи, что, только овладев техникой концентрации сознания, можно достигнуть успехов в медитации. Концентрация сознания рассматривается в йоге как ступень к медитации. В статье «Возможности медитации» я изложила свой взгляд на медитацию, ее суть и технику освоения.

Начать осваивать технику медитации с Йога и медитация для начинающих

Читайте также:

Добавить комментарий